Город после войны оказался в английской зоне оккупации. И хотя новая власть сразу распустила все общества и организации, именно здесь первыми на территории Германии стали возрождаться футбольные клубы. Дебютную Оберлигу Вест в 1948 году выиграла дортмундская «Боруссия». Но долгожданный праздник пришел еще годом ранее: в решающем матче вестфальской лиги при 30 ООО зрителей в городе Герне «Боруссия» победила «Шальке» - 3:2! К тому времени -Шальке» ослаб, a BVB усилился, и победа, которую ждали 21 год, наконец-то состоялась.
Все три мяча были забиты с подач капитана команды Аугуста Ленца. Первый гол провел Макс Михаллек — личность колоритнейшая и легендарная.
Михаллек, из семьи польских переселенцев Михальских, прошел, как и Ленц, все юношеские команды клуба. Начинал нападающим, позже переквалифицировался в центрального полузащитника и стоппера. Его друг по команде Ади Праисслер говорил: «Родился бы Макс позже, соперничал бы с Беккенбауэром...» Сам Ади Прайсслер, как и Эрих Шанко, люди, добывавшие славу БД 50-х, появились в команде как раз в 1947 году.
«Боруссия» три года подряд выигрывала Оберлигу Вест и принимала участие в решающих матчах чемпионата ФРГ, а в 49-м впервые в истории вышла в финал.
Чтобы туда добраться, пришлось сначала съездить в Берлин на четвертьфинальную игру против ШФ «Берлин-92». С этим матчем связана следующая легенда: Макс Михаллек отъезд проспал и догонял на товарняке, везущем в Берлин уголь. Проезд он отрабатывал, помогая кочегару. На въезде в советскую зону патрульного заинтересовала личность постороннего. Макс начал пинать ногой воображаемый мяч и вдруг услышал: «А, это футболист Михайлов. Пропустить!»
Оказалось, что проехавшая раньше команда предупредила - мол, в любой момент может появиться се задержавшаяся «звезда», знаменитый Михаллек, и попросила не препятствовать.
Игра в Берлине была выиграна 5:0, затем в полуфинале прошли «Кайзерслаутерн» (0:0 и 4:1). Осталась вроде бы мелочь - выиграть финал, в котором дортмундцы были фаворитами, у ФфР «Мангейм»...
Своими первыми успехами «Боруссия» во многом обязана ответственному за первую команду (это вроде нынеш-него спортивного директора) Хайнцу Долле. Он собирал игроков, откуда только мог, а доморощенных подкармливал и лелеял. Неизвестно, какими обещаниями ему удавалось прельщать футболистов, но в «Боруссию» к Долле шли охотно. Именно он завербовал вернувшегося из советского плена дуйсбуржца Ади Прайсслера, игрока уже известного. Как только Долле узнал, что у Прайсслера невеста из Дортмунда, футбольная судьба АДИ была решена.
Также Долле умыкнул из Хорста сразу четырех игроков. Разъяренные фаны порезали шины у автомобиля «борусских купцов», но дело было сделано. Позже Долле соблазнил еще одного хорстовца — Альфреда Кельбассу, будущего забивалу BVB и сборной. Для игроков своей команды он находил работу либо в клубе, либо на предприятиях друзей команды, чтобы не было проблем с тренировками и выездами на игры.
В общем, народ в команде подобрался толковый, победы над берлинцами и особенно «Кайзерслаутерном» впечатляли, и пресса отводила мангеймцам роль аутсайдера. Однако BVB по ходу матча дважды вел в счете (оба мяча забил Герберт Эрдман и), чтобы проиграть в дополнительное время — 2:3. Историки ссылаются на усталость и недооценку соперника. Праисслер: «Бились здорово, но у нас было много травмированных. Шанко выбили четыре зуба, Михаллек накануне играл в настольный теннис и сильно подвернул ногу. С трудом бутсу надевал, так нога распухла. Замен тогда не было...» Праисслер забыл добавить, что примерно с 75-й минуты Макс играл, вернее, только с трудом переднигался по полю в одной бутсе. Вторую из-за сильной боли пришлось скинуть.
Но встречали их в Дортмунде как героев, Толпа до 200 ООО человек (!) заполнила центр города. Ведь второго места у Дортмунда тоже никогда не было, а нос Гельзснкирхену «мы еще утрем».